О важности веры¶
Вера, наука и счастье.
Как они связаны между собой? Мешает ли вера науке? Мешает ли наука верить? Что делает человека счастливым - вера или наука?
В начале сотворил Бог небо и землю. Быт.1:1
В школе этому перестали учить совсем недавно, немногим более лет 100 назад, в 1918 году, когда был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. И сейчас школа насквозь пропитана духом атеизма. Атака на школу началась задолго 1918 года, когда начали внедрять в обучение антихристианские идеи под видом науки.
Зачем и кому нужно отвращать людей от Бога под видом научного знания, и к чему это приводит человека, народ, человечество? Давайте сначала разберемся, что же такое научное знание, и на чем оно основано.
В основе научного знания лежит научный метод:
Научный метод
Нау́чный ме́тод — система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т. д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество см. Википедия.
Суть научного метода состоит в наблюдении некоего явления, составлении предположения о наблюдаемом явлении (гипотеза) и логического вывода из него, и проверке гипотезы экспериментом, другими наблюдениями или фактами.
Стоит заметить, что сами по себе наблюдения ничего не значат без гипотезы. Можно наблюдать множество фактов и явлений, и не увидеть в них ничего общего. Чтобы сделать предположение, вывести гипотезу, нужно увидеть связь между фактами. И это человек делает при помощи интуиции.
А что такое интуиция?
От латинского intuitio - созерцание, т.е. вИдение разумом, посредством единомоментного бессознательного вывода, или озарения. На интуицию оказывает влияние сумма знаний, опыта и воображения человека, и мировоззрение.
Мировоззрение заполняет пустоту, которая возникает между знаниями и опытом, которые ограничены у каждого человека в силу объективных причин: изучение внешнего мира требует времени, а оно у человека ограничено. Мировоззрение связывает знания и опыт, выстраивает их в некий порядок. Это оно идет впереди интуиции, направляет ее, как бы освещая окружающий мир мысленным прожектором, в свете которого человек видит своим разумом больше, чем могут сказать факты. И от качества этого мысленного света зависит то, как видит человек окружающий мир.
Мф.6:23
«Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»
Мировоззрение формируется во время обучения, под влиянием авторитета наставников, которые говорят с человеком напрямую, или через книги и другие носители информации. И многое из этого человек принимает просто на веру. Получается, что вера определяет мировоззрение, мировоззрение - интуицию, интуиция - двигает науку. Но в основе всего - вера. Вера определяет жизнь и стремления человека. И если вера искажена, то жизнь и устремления человека будут искажены.
А к чему стремятся ученые, которые изучают мир, какова их цель? Зачем они изучают законы природы, чего хотят достичь? Самый распространенный ответ - чтобы жить комфортно, весло и сыто, лечить болезни, и не страдать. А еще, чтобы управлять этим миром, быть его хозяевами, в том числе управлять другими людьми. Эти ученые хотят быть, «как боги» (Быт. 3:5), всеведущими, и не нуждающимися ни в чьем руководстве и помощи, но действующими полностью самостоятельно, без ограничений. Без Бога. Вот откуда растут уши (а точнее - рога) у стремления отвратить людей от Бога, что уже произошло во время грехопадения. И хотя в состоянии падения человек потерял связь с Богом, но через изучение творения мог бы увидеть Творца. Однако, человечество самостоятельно не воспользовалось этим, что привело к печальным последствиям:
Рим.1:18-32
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что́ можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.» Всё это можно наблюдать в среде «просвещенной» публики.
Но если посмотреть внимательно на поставленные цели, то за ними можно увидеть страх человека перед загадками мироздания, неизвестность пугает, лишает счастья, так как интуитивно понятно, что внезапно человек может потерять комфорт, здоровье, радость, а все ухищрения направлены на то, чтобы приобрести побольше и не потерять то, что приобретено. Интуитивно каждый человек стремится к счастью, к блаженству.
Каждый человек, добрый или злой, не важно, что он делает, добро или зло, но что бы он ни делал, желает через это получить себе добро. Добрый человек ищет добра себе добрыми делами. Но и злой человек злыми делами тоже ищет себе добра! Искать себе добра - это искать счастья, упокоения, радости, а в конечном итоге - блаженства. Вот и получается, что каждый человек стремится к блаженству. Человек стремится к тому, что ему свойственно, и удаляется от того, что ему не свойственно. От мук человек желает отдалиться, а к блаженству приблизиться.
Могут сказать, что разные люди стремятся к разному. Но люди стремятся к разному, потому что они полагают через это разное получить блаженство, считают то, к чему стремятся, источником своего потенциального блаженства. А то, что дает блаженство, называют это обычно благами. Таким образом, общее у всех людей - стремление к блаженству. Вот как пишет об этом свт. Феофан Затворник в толковании на 118 псалом: (прочитать по книге)
Но откуда взялось это общее стремление, и почему оно есть абсолютно у всех людей? На тот вопрос отвечает вера: это стремление заложено в каждого человека Богом при создании. Все люди созданы именно для блаженства в любви и общении с Богом, в этом и состоит цель творения. Об этом нам сообщает Сам Творец, через Откровение, которое нужно в тех вопросах, ответ на которые мы не можем получить самостоятельно. Ответ на этот вопрос тоже был нам дан в Откровении, и мы можем это увидеть в Священном Писании.
Бог создал мир и разумных существ в этом мире для того, чтобы поделиться с ними Своей благостью, которой у Бога в избытке. Вот как пишет о цели сотворения мира преподобный Иустин Попович:
Поскольку сотворенный мир является делом Всесовершенного Бога и Господа, то основание и цель его возникновения находится в Боге, а не где-то вне Его. Бог сотворил мир не по необходимости и потребности или потому, что Сам имел некую пользу от него. Бог Сам по Себе — совершенная Полнота блаженства:
1Тим. 1:3-11
«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.»
Ин. 5:26
«Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.» (Ин.5:26)
славы, премудрости и силы; в соответствии с этим, Его никто и ничто не может принудить ни к чему и никто и ничто не может Ему увеличить силу или умножить славу. Весь живя в ненарушимом единстве всех Своих абсолютных совершенств, Бог в качестве побуждения и основания к сотворению мира мог иметь только Свою безграничную любовь, которой Он восхотел сотворить мир и, таким образом, и вне Себя открыть Свои совершенства, предоставляя сотворенным существам возможность участвовать в Своей несказанной благости и блаженстве.
Далее преподобный Иустин пишет, перефразируя Иоанна Дамаскина: «Поскольку Благий и Преблагий Бог не удовлетворился созерцанием Себя Самого, но в преизобильной благости Своей восхотел, чтобы возникли существа, которые бы могли наслаждаться в Его благодеяниях и участвовать в Его благости, то Он из небытия ввел в бытие и сотворил все видимое и невидимое». Это значит, что благость Божия, безграничная любовь, является побуждением к сотворению мира, а целью является участие твари в этой безграничной благости Божией.
Безграничная благость Божия, проявляющаяся в отношении к твари как безграничная любовь, свидетельствует, что:
Бог есть любовь
- «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» (1Ин.4:8)
- «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (1Ин.4:16)
что только Он благ
- «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.» (Мк.10:18)
- «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.» (Пс.105:1)
- «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!» (Пс.106:1)
- «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.» (Пс.135,1-26) - и так далее, поем на Полиелее на утрене.
- «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак.1:17)
- «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49.15). Иоанн Златоуст, свт. (†407) Видишь ли: благость Божия превышает любовь естественную и попечение родителей.
Благость как таковая отразилась на творениях Божиих:
- «Благ Господь всяческих, и щедроты Его на всех делех Его» (Пс. 144:9)
- «Милость человека – к ближнему его, а милость Господа – на всякую плоть.» (Сир.18:12)
- «Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи.» (Прем.11:24-27)
толкование последней цитаты:
В этих стихах говорится о божественном милосердии и любви. Эти свойства Божии являются второй — после мудрости — силой, определяющей меру Божественного наказания грешникам. Как премудрость Божия распределяет наказания «мерою, числом и весом» (21 ст.) и «чем кто согрешает, тем (Ею) и наказывается» (17), так Божественная любовь «всех милует», «покрывает грехи людей», «все щадит» (24, 27 ст.). Основанием этой милующей любви Божественной является Божие всемогущество: «Ты всех милуешь, потому что все можешь». Толковая Библия А.П.Лопухина.
Цель сотворения мира содержится в самом побуждении Божием к сотворению мира, ибо участие во всесовершенной благости Божией и является целью созданных существ
Мы... созданы на дела благая
- «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.» (Еф.2:10)
- «да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.» (Евр.13:21)
- «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф.5:16) Т.е. Бог нас сотворил с определенной целью, и Он раскрывает цель творения в заповедях, так как для исполнения заповедей мы и сотворены.
А участие в благости Божией и является участием в блаженстве Божием. Естественно, это проявляется в прославлении Бога со стороны созданных существ. Святые Ангелы непрестанно славят Бога, ибо их жизнь непрестанно добровольно участвует в благости, а тем самым и в блаженстве Трисолнечного Господа:
Quote
- «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3)
- «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр.4:8)
- «Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;» (Пс.102:20)
Таинственным образом вся тварь прославляет Бога, Творца Своего
Quote
- «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.» (Пс.18:2)
- «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.» (Пс.148:1-13)
- «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3)
Человек создан для того, чтобы посредством совершенствования себя в благости Божией участвовать в блаженстве Божием и потому славить Бога, Творца и Спасителя своего. Поскольку благость и любовь Божия к людям достигают вершины в искупительном подвиге Спасителя, то Спаситель совершение дела искупления называет прославлением Отца Своего Небесного:
Quote
- «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.» (Ин.17:4)
Внести всю личность свою в искупительный подвиг Спасителя, усвоить Его всем своим существом и этим прославить Бога душою и телом, мыслями и делами, чувствами и желаниями, — и является целью существования человека на земле. Совершенствуясь в благости Божией, питаясь ею, человек уподобляется Богу и, таким образом, участвует в блаженстве Божием, входит в вечную радость Господа своего. А когда Святое Откровение вообще говорит о цели и смысле всего сотворенного, тогда повествует:
«Все сделал Господь ради Себя»
- «Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия,» (Притч.16:4)
«все Им и для Него создано»
- «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;» (Кол.1:16)
- «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,» (Еф.3:8-9)
- «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.» (Евр.1:2)
«Егоже ради всяческая»
- «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.» (Евр.2:10)
Он — Омега всего
- «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8)
Все грядет к тому, «да будет Бог все во всем»
- «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.» (1Кор.15:28)
ибо Он — «крайнее всех желание»
- «Невозвратным желанием всегда, к высоте Христе носими, крайнее всех желание, Ангельския силы непрестанно славят.» (Канон Архангелом и Ангелом, песнь 5, тропарь 1)
Ведомые и вводимые Духом Святым в тайны мироздания, Святые Отцы находят, что благость Божия — единственная причина и основание к сотворению мира. «Бог благ, — говорит святой Афанасий Великий, — или, лучше сказать, Он — источник благости; а поскольку Благому несвойственна зависть к чему-либо, то Он, не имея зависти ни к чему, сотворил все из ничего Словом Своим, Господом нашим Иисусом Христом». «Поскольку Благости не было достаточно пребывать только в созерцании Себя, а нужно было излить благо и распространить Свои добродетели на как большее число предметов (ибо это свойственно самой высшей Благости), то Бог сначала замышляет ангельские и небесные Силы...; а когда это устрояет, Он затем замышляет другой мир, вещественный и видимый».
(см. прп. Иустин Попович. Избранные главы о творении мира и человека. Возникновение мира вообще. Начиная с раздела 5).
Итак, конченая и вечная цель существования человека - блаженство с Богом и в Боге. А конечная цель временной жизни человека - узнать о смысле своего существования, понять причину потери блаженства, и вернуться к Источнику блаженства. Сейчас люди об этом не думают, в большинстве своем этого не знают, и к этой цели не стремятся, а видят смысл своего существования в чем-то ином, чаще всего во временном, изменяющимся, или вообще в полностью выдуманном диавольским разумом, как многие еретические и нехристианские учения, то есть в погоне за иллюзией. Это может быть богатство, людская слава, плотские удовольствия - ничто из этого не может длиться вечно, так как существует только внутри этого мира, из которого человек уйдет, и всё, к чему он стремился, не сможет с собой взять, и лишится блаженства вместе с потерей всех предметов своего вожделения. Но чтобы это понять и принять, как руководство для собственной жизни, нужна вера.
Подводя итог, можно сказать, что вера лежит в основе всей жизни человека, она направляет, дает смысл человеческой деятельности, даже наукой движет вера. И от того, как и во что человек верит, зависит и его временная жизнь, и, что важнее, жизнь вечная. Изучению православной веры мы предлагаем посвятить наши дальнейшие встречи, и начать с разбора повествования о сотворении мира Богом, описанном в книге Бытия.