Перейти к содержанию

Вера, наука и счастье

  1. Мы собрались здесь поговорить о связи веры, науки и счастья. А давайте попробуем ответить на вопрос - что такое вера?
  2. Википедия: Ве́ра — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры[1]; убеждённость, глубокая уверенность, в ком- или в чём-либо
  3. Катехизис:
    1. Вера, как доверие - доверяем другим людям
    2. Религиозная вера - путь к познанию Бога. Ап. Павел: вера - осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1)
    3. Вера - дар Божий, и одновременно ответное усилие человека на этот дар. Ни один человек не сможет уверовать в Бога, если Бог Сам не откроется ему — или в непосредственном духовном опыте или через посредство других людей.
  4. Есть разные виды веры, но именно вера лежит в основе вообще всей человеческой деятельности, даже если пытаются утверждать обратное. Вот например, сейчас пытаются подменить религиозную веру наукой. На территории Российской Империи с 1918 года религиозную веру изгнали из школы, и заменили ее наукой. Говорят - вера не нужна, раз есть наука. И сейчас ситуация не изменилась, в школу веру не пускают. Уроки по основам православной культуры - это суррогат, кость, которую бросили народу, чтобы успокоить. Но вся школьная программа основана на атеистической науке. Но давайте посмотрим, а что такое наука, на которую заменили религиозную веру в общественной жизни нашей страны?
  5. Википедия: деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
  6. Наука ищет, собирает знания о мире и происходящих в нем процессах (изменение), о потенциальных возможностях, которые можно раскрыть для объектов и процессов мира.
  7. Давайте разберемся, на чем основана сама наука. В основе современной науки лежит научный метод, именно он делает науку убедительной. В общих чертах научный метод состоит из следующих элементов:
  8. Наблюдение
  9. Гипотеза
  10. Теория
  11. Эксперимент
  12. Гипотеза - центральный, ключевой элемент, на котором все держится. Все остальные можно назвать рассудочными, поддающимися логики, выводимыми один из другого логически. И только выработка гипотезы плохо поддается логике, если речь идет о неизвестных (не доказанных) ранее областях науки. За счет чего появляется гипотеза, какие способности человека позволяют сделать гипотезу?
  13. Интуиция, способность сразу видеть целое, созерцать.
  14. Как работает интуиция, за счет чего?
  15. Знания (научные)
  16. Опыт
  17. Мировоззрение - покрывает всё, что не покрывают опыт и знания.
  18. Что лежит в основе мировоззрения?
  19. Вот в основе мировоззрения и лежит вера, религиозная в том числе. Вера направляет, ставит ограничения. Направляет деятельность человека, в том числе науку, ставит цели. Если вернуться обратно по цепочке от веры к мировоззрению, интуиции и научному методу, то мы увидим, что наука основана на вере. Наука - это производное веры. Но какая это вера, как это определить? Можно определить по целям, которые ставит перед собой наука. По плодам.
  20. Какие цели ставит перед собой наука? Зачем нужны эти знания о действительности, объективные знания? По ним мы можем определить, какая вера направляет эту науку.
  21. Как пример - пирамида Маслоу (Абрахам Маслоу (1908 - 1970), американский психолог, учился у бихевиористов, основатель гуманистической психологии.):
    1. Физиология
    2. Безопасность
    3. Социальные потребности (общение, потребность в принадлежности и любви)
    4. Уважение
    5. Познание (наука как раз тут)
    6. Самоактуализация - максимально возможное развитие потенциальных сил и способностей человека
  22. Если потребности не удовлетворены, то как себя чувствует человек - счастливым или несчастным?
  23. Несчастным
  24. То есть, наука нужна, чтобы сделать человека счастливым. А для чего нужна вера?
  25. Для того же самого, чтобы сделать человека счастливым.
  26. И здесь у веры с наукой начинаются радикальные разногласия. Пройдем прямо по пирамиде Маслоу:
    1. важно удовлетворить физиологические потребности, а вера говорит - не хлебом единым жив человек.
    2. важна безопасность, а вера говорит - любовь прогоняет страх.
    3. важна социализация, общение, а вера говорит - враги человеку домашние его.
    4. важно уважение и признание, а вера говорит - кто хочет быть первым, пусть будет вам слуга.
    5. важно самовыражение, а вера говорит, что это все суета и томление духа.
  27. Вроде бы и то, и другое - вера, но какое разное отношение к жизни! И это разное отношение определяет один нюанс, который и определяет такое разное отношение к одним и тем же предметам. В принципе наука, как ее преподносят в школе и навязали в СССР обществу не поднимается выше материального мира, не выходит за его пределы. Приземляет человека, привязывает к земле, не дает вырваться за пределы материального мира. Давайте попробуем ответить на вопрос - что для науки смерть, и что смерть для веры?
    1. наука (и ценности, описанные в пирамиде Маслоу), направлены на эту жизнь, они даже не пытаются узнать, что ждет человека после смерти. Наоборот, усилия направлены на то, чтобы защитить человека от смерти, как можно дольше продлить его временную жизнь, ну и даже некоторые мечтают о физическом бессмертии.
    2. Вера наоборот, готовит человека к этому переходу, она показывает человеку перспективу - вечность. И исходя из этой перспективы показывает человеку, в чем состоит его счастье.
  28. Счастье - это блаженство. Это именно то, чего ищут все без исключения люди (тут читать "Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни" и объяснение блж. Августина).
  29. То есть стремление к блаженству - общее для абсолютно всех людей. Наука констатирует этот факт, но никак его не объясняет его происхождение. А вера дает объяснение - Бог создал человека для блаженной жизни, это предназначение человека. И это Господь открывает в Своем Откровении (тут читать прп. Иустина Поповича).
  30. Итак, в чем состоит разница между христианством и наукой?
    1. Отношение к смерти - наука рассматривает смерть, как факт, но принимает смерть как помеху для счастья. Вера рассматривает смерть, как этап в жизни человека.
    2. Перспектива человеческой жизни оказывается разной: жизнь человека после смерти не является объектом науки, не является и целью. Цель христианства как раз лежит на границей временной жизни.
    3. Но кроме того, счастье, или блаженство уже в этой жизни, вера и наука определяют в разному - наука видит счастье в удовлетворении потребностей этой жизни, а православное христианство видит счастье в жизни с Богом. Человека, который живет с Богом, никакие обстоятельства временной жизни не сделают несчастным. Как говорит ап. Павел: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.8:35-39)
  31. Подводя итог, можно сказать, что вера лежит в основе всей жизни человека, она направляет, дает смысл человеческой деятельности, даже наукой движет вера. И от того, как и во что человек верит, зависит и его временная жизнь, и, что важнее, жизнь вечная, качественное состояние человека в этой жизни - будет ли он счастлив, или будет мучиться. Изучению православной веры мы предлагаем посвятить наши дальнейшие встречи, и начать с разбора повествования о сотворении мира Богом, описанном в книге Бытия.